МУЗЫКАЛЬНЫЙ БЫТ В ЦАРСКОЙ РОССИИ.


Мы слушаем музыку, для нас музыка — это стиль жизни. Мы думаем, что знаем о музыке все, так как неплохо разбираемся в сегодняшних течениях: рок, метал, кто-то знает не понаслышке, что такое рэйв и хип-хоп. Многие вообще думают, что в нашей стране настоящая музыка начала появляться только в конце 20-го века. Но что мы знаем о прошлом? Что было до прихода испорченных деньга ми продюсеров и «блатных пацанчиков», до рок-н-рола и джаза? Тут на ум, скорее всего, придет классика — какие-то балы, забегаловки с пианистами и музыканты, играющие на улицах. Но почти никто не знает, как в действительности обстояли музыкальные будни всего 100 лет назад в нашей родной стране.

Почему все забыли, что Россия была передовой музыкальной державой?! Мне недавно написала одна группа, которой отказали в издании из-за плохого качества: «Переслушай, это очень неплохо для России!» И сразу назревает вопрос — для какой России? Той, что у тебя в голове или настоящей? Для того, чтобы избавится от стереотипов, сделать правильный вывод и не говорить бред в следующий раз, нужно отправиться в небольшое путешествие, в прошлое, в самое начало 20-го века, когда музыкальная культура Российской Империи находилась на таком уровне, до которого нам еще долго придется идти. Музыканту Петербург тогда казался сказкой. Стены еще не успели стать серыми от пыли, окна не почернели от копоти и сажи. Не было привычного смога и ужасающего быдла… В районе 5-ти углов находился обычный петербуржский музыкальный магазин. Интересное здание, украшенное большими черными вывесками, очищенными до блеска, с золотыми вставками, где красивым имперским шрифтом было написано: «МУ31КАЛЫНЫЙ МАГАЗИНЪ». А рядом красивые вывески с надписями «ВИНИЛЪ». На витрине «хит-парад» продаж, и на всю улицу из патефона играет Шаляпин. Это, кстати, один из топовых артистов того времени, герой России, задававший моду и мировые музыкальные тенденции. Сын простого крестьянина, здоровый мужчина . Само имя этого исполнителя стало символом эпохи. Известный в ту пору музыкальный критик Юрий Беляев писал, что «в Москве — три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Иванович Шаляпин». Послушайте при возможности оставшиеся записи, ими полнится интернет. Шаляпин дебютировал в опере в 17 лет. Опера как жанр — была похлеще эмо или г’п’b в плане популярности, это при практически полном отсутствии СМИ. Целевая аудитория у нее была обширна: от 12 до 80 лет… Надо отметить, что популярность Шаляпина на этом поприще была беспримерной, ни один артист по сей день, даже самый знаменитый, не знал и половины той славы, которая выпадала на долю Шаляпина. Неизменным успехом пользовался он и за рубежом — Англия, Америка, Канада, Китай, Япония, даже Гавайские острова были у его ног. Известный театровед и журналист Кугель стал очевидцем беседы Шаляпина с английским королем в Лондоне: «Черт возьми, это было любопытное зрелище. Было похоже, что король разговаривает с метрдотелем. Причем королем-то был Шаляпин».
Вернемся к прилавку: все пластинки четко разделены по секциям — «фонотекам» и подразделены по фирмам грамзаписи (кстати, именно от слова граммофон некоторые рекорд-лейблы гак и носят в официальном названии приписку «фирма грамзаписи»). Так кто у нас тогда был на коне? «Граммофон», «Зонофон», «Телефункен»,. «Коламбиа», «Пишущий амур», «Голос хозяина», «Decca». Фабричная марка фирмы «Пишущий амур» стала в России очень популярна. Почти одновременно начала деятельность в северной столице немецкая фирма «Интернациональ Зонофон» или просто — «Зонофон». Фабрика Ребикова выпускала до 10 тысяч пластинок в год и делала по 1000 записей, в основном русского репертуара: хор А. А. Архангельского, оркестр В. В. Андреева, оркестр лейб-гвардии Преображенского полка, народные исполнители, петербургские певцы и артисты. Вы только вдумайтесь, это еще тогда!!! А сейчас вот сидим все дружно без продаж. В начале XX века в петербургских фирмах были записаны голоса И. В. Ершова, Н. Н. Фигнер, Н. И. Тамара, И. А. Алчевского, а также многие хоры и оркестры, иностранные гастролеры.
Сам процесс записи, конечно, выглядел более забавно, чем в наши дни — это вам не Dolby Surround 5.1, там либо на ленту специальную, либо на пластинку иглой надо было писать. Но стоит отметить, что до сих пор если слушать то, как был записан голос — понимаешь, что он живее живых звучит, он настоящий, пластинки могли передать точную копию окраски голоса, в этом, конечно, была своя фишка.

Касса радует глаз. Это не касса, а произведение искусства; кассир свободно рассказывает о безумной прибыли за прошедшую неделю. Надо отметить, что до середины XIX века музыку считали вообще пустой забавой, никто не был готов покупать удовольствие, продолжающееся только несколько часов. Затем все кардинально переменилось: возникла настоящая индустрия, появились всеобщие кумиры и « хит-парады» . В музыкальном магазине, конечно же, можно было ознакомиться с их лидерами: первое место в тоге занимал Гимн Российской Империи «Боже, Царя Храни!», а дальше шли все остальные — Рахманинов, Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский. Наиболее известный из них, Михаил Иванович Глинка, играющий ту же роль в истории нашей музыки, какую занимает Пушкин в литературе — с него начинается настоящее органическое, последовательное развитие российского музыкального искусства. Ему первому удалось придать русской профессиональной музыке широкий размах, силу идейного содержания и совершенство художественных форм. Принципы, заложенные Глинкой, послужили основой для развития творчества Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсаковз… До сих пор к нему обращаются все новые и новье поколения музыкантов: дирижеров, певцов, инструменталистов. Мне кажется, что и нашим современникам стоит обратиться и постараться, хотя бы, перестать «мазать» ноты.
Сейчас возле витрин никто не толпится, и это очень странно. После местных премьер в театрах, у магазина стояли очереди… Есть несколько дней в году, когда очереди занимали с ночи. Кстати, после того как парижская фирма «Братья Патэ» открыла магазин на Невском проспекте и начала в Петербурге продажу «патефонов» — переносных («портативных») граммофонов, продажи возросли в десятки раз.

Впрочем, довольно любоваться пластинками. Стоит обратить взгляд на прообразы Музыкальных журналов, они лежат туг справа, прямо у витрины большими стопками. В caмoe оживленное время — а именно в часы пик — заходит местный мальчуган, чтобы подобрать стопочку и потом продавать прохожим.
Известно, что в то время в Африке уже был Billboard, но у нас основными на рынке стали «Русская Музыкальная Газета» и «Музыкальные альманахи XVIII столетия». Это были любимые газеты музыкантов того времени. Нельзя обойти стороной брошюрку, которую, помимо этого магазина, можно было купить где угодно, «Цензурный Устав» — именно он наиболее тесно связан был в нашей стране с авторским правом. Едва только книгоиздательство перестало быть государственной монополией, как появилась жесткая цензура над частными типографиями. В самом «Уставе» целых пять статей посвящены вопросу авторского Прага. Юристов особенно порадует, что автор терял всякие права на произведение, если оно было напечатано без соблюдения устава. Общее впечатление от перечитанных законов и их соотношения с той реальностью складывается скорее положительным, нежели отрицательным. Особенно для исполнителей и авторов они были в почете и при деньгах благодаря всей этой макулатуре.
Если выйти из магазина и пройти направо, то можно увидеть магазин музыкальных инструментов Там этих инструментов — настоящее многообразие! И не поверишь, что каких-то двести лет назад в России о подобном не мечтали даже. В допетровской Руси, скованной невежеством и предрассудками, не было места внутренней свободе художественного развития. Я бы хотел напомнить что восточный древний тамбур, который стал на западе прекрасной лютней, на Руси остался го чти такой же трехструнной доброй- балалайкой.
Бедный струнами восточный ребаб, там превратился в семью многочисленных смычковых инструментов, соперничающих по богатству выражения с человеческим голосом, а у нас долгое время влачил существование в виде убогого «гудка». Близкий к гуслям Hackebrett (род цимбал) породил клавикорды, спинет, фортепиано. В Московии же гусли так и застыли на своей первобытной стадии развития. Впрочем, уже в царствование Елизаветы Петровны эта несправедливость была исправлена

Уже мало времени и надо бежать в театр: опаздываем, у нас сегодня куплены билеты на Скрябина. В то время было в новинку то, что он делал. Этот композитор приводил публику в экстаз, он умел привлечь внимание публики весьма экстравагантным походом к выступлениям, например, он первым решил дополнить обычный концерт настоящими спецэффектами. Забавно, ведь кто-то сейчас думает, что это были Rammstein или Евровидение. Его «Поэма огня» сопровождалась световой поддержкой, погружающей зал в сияние того или иного цвета. Полной расшифровки партии этой световой клавиатуры не сохранилось. Кроме расширения ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия, человек очень хорошо владел психологическими приемами и связывал музыку с ее визуализацией. Он считал, что художник, как микрокосм, может оказывать влияние на макрокосм государства и даже всего мироздания. А главной его мечтой было купить в Индии землю для постройки храма, который бы стал реальной (декорацией» его гранщдиозных творческих замыслов… Но, кс ожалению, гений не дожил до этого дня.

Вот так все это происходило на самом деле — история великой страны, правда, которую помнят единицы. Годы совка и шансона стерли эту память, заставляя восстанавливать то, что уже было у нас столетие назад. До революции вся музыкальная Европа равнялась на Российскую Империю, теперь же едва поспеваем за западом. Представьте себе, как это все могло развиться, если бы тогда не было революции… Нас отбросило куда-то очень, очень далеко…

Дмитрий «Marquize Diabol» Мячин

Реклама
    • Зми
    • 11.11.2010

    Спасибо, было интересно.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: