БИЗНЕС-МОДЕЛЬ «МАЙКЛ ДЖЕКСОН»


Привет! Только что нашел интересный пост на блоге одного из моих друзей!

Смерть Майкла Джексона 25 июня 2009 года вызвала коммерческий бум для его музыки. Американский журнал Billboard издал данные продаж альбомов «Короля поп-музыки» через неделю после смерти, показывающий, что три его альбома занимают верхние позиции в U.S.-Album-Charts и еще пять альбомов входят в Billboard-Top-50-list. Музыка Джексона после его смерти также возглавила список еженедельных скачиваний iTunes и Amazon.

Однако эти числа не отображают реальной популярности музыканта за последние годы.
Несмотря на то, что Американская Ассоциация Звукозаписывающих Компаний (Recording Industry Association of America — RIAA) в марте 2009го присудила альбому «Thriller» 28ой платиновый статус, это стало лишь одним из немногих значительных вознаграждений Майкла Джексона на мировом музыкальном рынке за последние годы. Последним платиновым альбомом Джексона (больше чем 1 миллион проданных экземпляров) в США был «Number Ones» в 2005м году. В начале 21го столетия альбомы Джексона уже не продавались также хорошо, как это было в 80-х и в начале 90-х, когда он достиг пика популярности.

Майкл Джексон заслужил звание «Король поп-музыки» главным образом в период десяти лет с 1979 по 1989, не в последнюю очередь благодаря экономической стороне. На основе подсчетов RIAA можно воссоздать, каким было реальное положение поп-иконы, по крайней мере, на американском рынке. И эти же подсчеты помогут выявить недочеты стратегии суперзвезды, которую преследовали главы музыкального бизнеса в начале 80-х.

Рассматривая факты и цифры коммерческого успеха музыки Джексона более пристально, можно ясно увидеть стратегию сделать наибольшее количество денег при наименьшем количестве действий. Эта стратегия начала действовать после того, как в конце 70-х музыкальный рынок потерпел крах, и Майкл Джексон стал одной из первых многочисленных суперзвезд, к которым был применен новый «рецепт успеха». То, что CBS-Columbia, которая была одной из главенствующих компаний музыкального бизнеса того времени, инвестировала все свои надежды в Майкла Джексона, не было случайным. В то время его всё ещё помнили как детскую звезду из группы «Jackson 5», и он только начинал свою сольную карьеру как взрослый музыкант, после истечения в1978 контракта на менеджмент с его отцом. Результатом стал альбом «Off the Wall», вдохновленный стилями фанк и диско, который к концу 1979 был продан в количестве 1.5 миллионов единиц. В 1982 году за этим альбомом последовал «Thriller», к 1984му ставший 20 раз платиновым в США. Если учесть, что в1982-1984 годах в США всего было продано приблизительно 1,4 миллиарда лонгплеев (LP, MC и CD), один только «Thriller» достиг доли на рынке по крайней мере в 1,4 % (!). Ничто иное не может более наглядно продемонстрировать значимость экономической роли эффекта суперзвезды на музыкальном рынке 80-х.

Майкл Джексон это прототип. По сравнению со звездами 60-х и 70-х, он выпустил за два десятилетия – исключая бесчисленные компиляции – всего 7 полноценных альбомов, в то время как Битлз выпустили 13 альбомов за 7 лет – если считать за один параллельные релизы в Великобритании и Соединенных Штатах. Другие поп-иконы 60-х, такие как Элвис Пресли, Джонни Кэш или Боб Дилан за одно десятилетие создали больше музыки, чем Майкл Джексон сделал за всю свою карьеру, будучи уже взрослым сольным музыкантом. Это не критика творческих возможностей «Короля поп-музыки», но это выдвигает на первый план то, как в 80-х годах прошлого столетия условия музыкального бизнеса изменились под «бизнес-модель суперзвезды».

По сравнению со звездами предыдущих лет, альбомы Джексона продавались во много раз лучше. На сегодняшний день в США «Thriller» стал платиновым 28 раз. Этот результат побил только «Hotel California» Eagles (в настоящее время 29 раз платиновый). «Bad» был продан 8 миллионов раз, «Off the Wall», «History» и «Dangerous» – каждый по 7 миллионов раз, и два так называемых «провала» — «Invincible» и «Blood On The Dance Floor», проданные минимум по 2 миллиона раз каждый. В принципе нет такого альбома Джексона, который бы не достиг, по крайней мере, золотого статуса (больше чем 500 000 проданных экземпляров) (см. Таблица 1).

Таблица 1: Статус наград альбомов Майкла Джексона в США (1979-2009)

Источник: RIAA (http://www.riaa.com/goldandplatinum.php).

В целом, согласно RIAA, на сегодняшний день Майкл Джексон продал приблизительно 69.5 миллионов альбомов. Тем не менее, он является «только» 11м в списке RIAA за последнее столетие, во главе которого Битлз с 170 миллионами проданных альбомов (Таблица 2); и уж конечно нет ни одного музыканта, который продал бы так много записей за такой короткий промежуток времени.

Таблица 2: Топ музыкантов по количеству проданных альбомов в США (1959-2009)

Источник: RIAA (http://www.riaa.com/goldandplatinumdata.php? table=tblTopArt)

И он находится в хорошей компании с Билли Джоэлом, Элтоном Джоном, Мадонной, Мэрайей Керри, Уитни Хьюстон и Брюсом Спрингстином, которые также в значительной степени извлекали выгоду из стратегического изменения направления музыкального рынка в сторону стратегии суперзвезды в начале 1980-х. Астрономически высокие, невозмещаемые авансы, огромные маркетинговые бюджеты, включая дорогое производство музыкальных видео (подумайте только о клипе «Thriller»), обширные расходы туров и т.д., привели цифры бюджетов продюсирования и маркетинга к беспрецедентным высотам.

Но эти средства не направлялись на другие цели, кроме как на достижение коммерческого успеха суперзвезд. Таким образом, меньше денег направлялось в A&R-отделы музыкальных компаний, занимающиеся поиском и содействием новым талантам, и менее успешные музыканты оставались без внимания и поддержки, если они не имели достаточного успеха в чартах, – вспомните о Ван Моррисоне, Доне МакЛине, Трейси Чемпмэне и др.

Решение о стратегии суперзвезды получило поддержку быстро развивающимся рынком конца 80-х и в начале 90-х. A&R-отделы выделились в независимые лейблы, которые, если они имели успех, были связаны исключительными соглашениями о дистрибуции, либо просто становились основными.

С приходом цифровой революции, которая превратила альбом в рынок продаж единичных треков, стратегия суперзвезды стала экономическим бумерангом. Успешные исполнители, такие как Принц, Дэвид Боуи и Джордж Майкл, чьи бренды были созданы благодаря значительным средствам, вложенным лейблами в их маркетинг и продюсирование, ушли в самостоятельное плавание при помощи самопродвижения в интернете. Но крупные музыкальные лейблы все еще продолжали платить непомерные авансы (как например EMI для Робби Уильямса и Sony Music Entertainment и наследникам Джексона). Однако, резко падающий музыкальный рынок для лейблов уже недостаточно устойчив, даже чтобы вернуть эти деньги обратно. Поскольку музыкальные компании пренебрегли поиском и поддержкой молодых музыкантов, чем собственно лишили себя новых творческих источников, они были не в состоянии адекватно и вовремя отреагировать на развитие в интернете культуры продаж треков. Таким образом, бэк-каталоги остаются единственным твердым источником дохода, хотя в основном сетевой файлообмен предлагает тот же репертуар бесплатно.

Это может показаться циничным, но смерть Майкла Джексон — истинное благословение для компании Sony Music Entertainment, и снова приносит множество денег в их пустую казну. Но этот «смертельный эффект» пройдет, и затем Sony Music столкнется со снижением числа товарооборота и продаж. Однако, Sony Music больше не может надеяться на бизнес-модель под названием «Майкл Джексон». Этому музыкальному лейблу, так же как другим, придется искать альтернативу, если все они не хотят стать историей как и сам «Король поп-музыки».

Источник – http://musicbusinessresearch.wordpress.com/2010/03/26/business-model-michael-jackson/

Проверьте его блог, он — хороший парень


Нина Жильцова, Роман Питехов

Реклама
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: